Shade Ransomware больше не является угрозой: злонамеренные субъекты закрыли все операции и выпустили более 750K ключей

Shade Ransomware - ужасный криптор, который начал свое вторжение еще в 2014 году. Со временем угроза (также известная как Troldesh или Encoder.858) начала распространять другие вредоносные программы на зараженных компьютерах после шифрования файлов жертвы и требовать оплаты в обмен на их дешифрования. Похоже, что после шести лет злонамеренной практики операторы Shade Ransomware решили отозвать его.

После шести лет злонамеренных действий киберпреступники перестают работать с вредоносными программами.

В апреле банда Шейд создала репозиторий GitHub, в котором они объявили, что прекратили распространение вымогателей в конце 2019 года. В их заявлении объясняется подозрительный процент жертв, пострадавших от вымогателей Шейдов в конце 2019 и начале 2020 года (Рис.1 ), в отличие от предыдущих лет.

Скорость заражения вредоносным ПО

Рисунок 1: На рисунке показано внезапное снижение количества случаев вымогателей Shade, которое начинается с 3-го квартала 2019 года. Частота выпадения сохраняется в течение оставшейся части 2019 года и начала 2020 года. Источник: Kaspersky

«Мы - команда, которая создала троян-шифратор, в основном известный как Shade, Troldesh или Encoder.858. Фактически, мы прекратили его распространение в конце 2019 года. Теперь мы приняли решение поставить последний пункт в этой истории и публиковать все имеющиеся у нас ключи дешифрования (всего более 750 тысяч). Мы также публикуем нашу программу дешифрования, и мы также надеемся, что, имея ключи, антивирусные компании выпустят свои собственные более удобные инструменты дешифрования. наша деятельность (включая исходные коды троянца) была безвозвратно уничтожена. Мы приносим извинения всем жертвам троянца и надеемся, что опубликованные нами ключи помогут им восстановить свои данные », - говорится в их сообщении на GitHub .

Репозиторий Shade Team больше не доступен, но на скриншоте ниже (Рис.2) вы узнаете, как он выглядел раньше.

Shade team GitHub репозиторий

Рисунок 2: Изображение показывает репозиторий GitHub от Shade Team, который включает в себя заметку, ссылки для загрузки ключа дешифрования и инструкции по расшифровке файла.

Более 750K ключей дешифрования доступны для жертв тени, чтобы восстановить их потерянные данные

В своем репозитории GitHub группа Shade включала пять мастер-ключей дешифрования и более 750K ключей дешифрования отдельной жертвы. Они также предоставили ссылки на свое программное обеспечение для расшифровки и инструкции о том, как жертвы могут восстановить потерянные данные. К сожалению, как отмечают сами злоумышленники, их инструмент дешифрования не удобен для пользователя. Из-за этого некоторые компании по кибербезопасности начали работать с расшифровщиком, который может упростить процесс для всех затронутых пользователей. При этом каждый пользователь, которому не повезло стать жертвой этой вредоносной угрозы, теперь может получить обратно свои зашифрованные файлы. Чтобы сделать это, просто ищите доступные расшифровщики от известных охранных компаний.

Troldesh Ransomware признан самым активно распространяемым вредоносным ПО по электронной почте в 2019 году

Согласно исследованию, проведенному Группой реагирования на компьютерные инциденты (CERT-GIB) Group-IB, вымогатель Shade (Troldesh) был наиболее активно распространяемой угрозой посредством вредоносных почтовых кампаний в первой половине 2019 года. CERT-GIB утверждает, что в течение этого времени тремя наиболее распространенными инструментами, используемыми в атаках, были Troldesh (53%), RTM (17%) и Pony Formgrabber (6%).

Группа-IB твит о Shade Ransomware

Рисунок 3: Изображение показывает сообщение Group-IB в Твиттере об их исследовании наиболее распространенной угрозы в первой половине 2019 года. Источник: Group-IB

Shade Ransomware - известная угроза для европейских стран, таких как Франция, Германия, Великобритания, Италия, Украина и Россия. Исследователи сообщают, что Россия является страной, которая понесла самые значительные потери от атак вредоносных программ Shade. Похоже, что 52% вредоносных вложений электронной почты от команды Shade были направлены именно на российские адреса. Эта информация не вызывает удивления, так как большинство отчетов поддерживают теорию, что Shade Ransomware начинался как ориентированная на Россию угроза распространения спам-кампаний.

Как только заражение получит доступ к компьютеру жертвы, оно зашифрует все ценные файлы, такие как фотографии, документы, мультимедийные файлы, а также другие данные, и прикрепит к ним различные расширения. Вот список известных расширений, используемых Shade Ransomware:

  • .xtbl
  • .ytbl
  • .во все тяжкие
  • .heisenberg
  • .лучше звони Солу
  • .los_pollos
  • .da_vinci_code
  • .magic_software_syndicate
  • .windows10
  • .Windows 8
  • .no_more_ransom
  • .tyson
  • .crypted000007
  • .crypted000078
  • .rsa3072
  • .decrypt_it
  • .dexter
  • .miami_california

После этого Shade изменит фон рабочего стола (рис.4) и поместит файл README.txt, который служит запиской с требованием выкупа, содержащей текст на двух языках - английском и русском.

Shade Ransomware фоновый рисунок рабочего стола

Рисунок 4: Изображение показывает обои, используемые Troldesh (Shade) для замены фона рабочего стола компьютера жертвы.

Что интересно в этой угрозе, так это то, что она была запрограммирована не только для шифрования файлов. Было обнаружено, что Shade Ransomware можно использовать для майнинга криптовалюты, а также для создания и увеличения онлайн-трафика, чтобы получать доход от рекламных кампаний. Как упоминалось ранее, Troldesh также может выступать в качестве «носителя» для другого вредоносного программного обеспечения. Со временем он начал устанавливать инструмент удаленного администрирования (RAT) на ПК жертвы. Еще один интересный факт заключается в том, что, как только вымогатель проникнет в систему, он будет сканировать определенный тип данных, что указывает на то, что устройство используется российскими бухгалтериями. Если такие данные найдены, вредоносная программа запускает атаку Teamspy Trojan вместо вымогателей. Кроме того, Shade удалит модифицированные версии инструментов, таких как TeamViewer, 7ZIP, NirCmd, RDP Wrapper и драйвер TeamViewer VPN, чтобы изменить настройки ОС и получить удаленный доступ через компьютер.

Это действительно конец тени вымогателей?

Хотя было установлено, что ключи дешифрования реальны, некоторые исследователи в области безопасности не совсем уверены, что их разделяла настоящая банда Шейд. В конце концов, ключи дешифрования могут быть украдены и распространены в Интернете кем-то, притворяющимся настоящими операторами Shade. Насколько нам известно, соперничающая банда могла бы это сделать.

Люди не должны рисковать и полагаться на то, что существует программное обеспечение для расшифровки. То, что пользователи теперь могут восстановить потерянные данные с помощью доступных инструментов расшифровки, не означает, что они защищены. Лучше не взаимодействовать со спам-сообщениями, особенно если они содержат вложения файлов. Кроме того, проверка учетных данных отправителя может иметь большое значение. Любой может претендовать на все, что указано в названии темы, и претендовать на звание известной компании или организации. Тем не менее, они не могут использовать фактический адрес электронной почты человека или компании, которую они олицетворяют. Получатель сообщения должен сравнить данный адрес с действительным, прежде чем открывать письмо. Если адреса не совпадают, это будет означать, что сообщение является частью мошенничества, а отправитель не тот, кем он себя считает.

May 19, 2020

Оставьте Ответ

Shade Ransomware No Longer a Threat: Malicious Actors Shut Down All Operations and Released Over 750K Decryption Keys

Shade ransomware is a dreadful cryptor, which began its invasion back in 2014. Over time, the threat (also known as Troldesh or Encoder.858) began to distribute other malware on affected machines after encrypting the victim's files and demanding payment in exchange for their decryption. It seems that after six years of malicious practice, the Shade ransomware operators have decided to call it quits.

Cyber Criminals Pull the Plug On Their Shade Malware Operations After Six Years of Malicious Activity

In April, the Shade gang created a GitHub repository where they announced that they've stopped spreading the ransomware at the end of 2019. Their statement explains the suspicious drop rate of victims affected by Shade ransomware in late 2019 and early 2020 (Fig.1), as opposed to previous years.

Shade malware infection rate through the years

Figure 1: Image shows a sudden decline in Shade ransomware cases that starts from the 3rd quarter of 2019. The drop rate continues throughout the rest of 2019 and the beginning of 2020. Source: Kaspersky

"We are the team which created a trojan-encryptor mostly known as Shade, Troldesh or Encoder.858. In fact, we stopped its distribution in the end of 2019. Now we made a decision to put the last point in this story and to publish all the decryption keys we have (over 750 thousands at all). We are also publishing our decryption soft; we also hope that, having the keys, antivirus companies will issue their own more user-friendly decryption tools. All other data related to our activity (including the source codes of the trojan) was irrevocably destroyed. We apologize to all the victims of the trojan and hope that the keys we published will help them to recover their data," states their post on GitHub.

The Shade Team repository is no longer available, but the screenshot below (Fig.2) will give you an idea of what it looked like before.

Shade team GitHub repository

Figure 2: Image shows Shade Team's GitHub repository, which includes a note, decryption key download links, and instructions for file decryption.

Over 750K Decryption Keys Are Available For Shade Victims To Recover Their Lost Data

In their GitHub repository, the Shade gang included five master decryption keys and over 750K individual victim's decryption keys. They also provided links to their decryption software and instructions on how victims can recover their lost data. Unfortunately, as the malicious actors point out themselves, their decryption tool is not user-friendly. Because of this, some cybersecurity companies have started working on decryptor that can simplify the process for all affected users. That being said, every user that was unfortunate to fall victim to this malicious threat can now get their encrypted files back. To do that, simply search for available decryptors from reputable security companies.

Troldesh Ransomware Ranked As The Most Actively Distributed Malware Via Email Campaigns for 2019

According to research made by Group-IB’s Computer Emergency Response Team (CERT-GIB), Shade (Troldesh) ransomware was the most actively distributed threat through malicious email campaigns for the first half of 2019. CERT-GIB claims that during that time, the three of the most widespread tools used in attacks have been Troldesh (53%), RTM(17%), and Pony Formgrabber (6%).

Group-IB tweet about Shade ransomware

Figure 3: Image shows Group-IB's post on Twitter regarding their research on the most prevalent threat for the first half of 2019. Source: Group-IB

Shade ransomware is a threat known to target European countries like France, Germany, the UK, Italy, Ukraine, and Russia. Researchers report that Russia is the country that has suffered the most significant losses from Shade malware attacks. It appears that 52% of the Shade team's malicious email attachments went to Russian addresses specifically. This information comes as no surprise since most reports support the theory that Shade ransomware started as a Russian-oriented threat spread via spam campaigns.

Once the infection has access to the victim's computer, it will encrypt all valuable files like photos, documents, media files, as well as other data, and attach different extensions to them. Here's a list of known extensions used by Shade ransomware:

  • .xtbl
  • .ytbl
  • .breaking_bad
  • .heisenberg
  • .better_call_saul
  • .los_pollos
  • .da_vinci_code
  • .magic_software_syndicate
  • .windows10
  • .windows8
  • .no_more_ransom
  • .tyson
  • .crypted000007
  • .crypted000078
  • .rsa3072
  • .decrypt_it
  • .dexter
  • .miami_california

After that, Shade will change the desktop background (Fig.4) and drop a README.txt file that serves as a ransom note containing text in two languages – English and Russian.

Shade ransomware desktop background

Figure 4: Image shows the wallpaper used by Troldesh (Shade) to replace the desktop background of the victim's computer.

What's interesting about this threat is that it was programmed for more than file encryption. It was discovered that Shade ransomware could be used for cryptocurrency mining, as well as means for generating and increasing online traffic, in order to receive revenue from ad campaigns. As previously mentioned, Troldesh can also act as a 'carrier' for other malicious software. Over time, it began installing a remote administration tool (RAT) on the victim's PC. Another interesting fact is that once the ransomware infiltrates the system, it will scan for a particular type of data, which would indicate that the device is used by Russian accounting departments. If such data is found, the malware will launch a Teamspy Trojan attack, instead of a ransomware one. In addition, Shade will drop modified versions of tools like TeamViewer, 7ZIP, NirCmd, RDP Wrapper, and TeamViewer VPN driver, to change the OS's settings and gain remote access over the computer.

Is This Really the End of Shade Ransomware?

While it was established that the decryption keys are real, some security researchers are not entirely sure that it was the real Shade gang who shared them. After all, decryption keys can be stolen and shared on the internet by someone pretending to be the real Shade operators. For all we know, a rival gang could've done it.

People shouldn't play it safe and rely on the fact that there's decryption software available. Just because users can now recover lost data with available decryption tools, doesn't mean that they are protected. It's best not to interact with spam email messages, especially if they contain file attachments. Also, checking the email credentials of the sender can go a long way. Anyone can claim everything in the Subject Title, and pretend to be a well-known company or organization. However, they cannot use the actual email address of the person or company they're impersonating. The receiver of the message should compare the given address with the legitimate one, before opening the email. If the addresses do not match, it would mean that the message is part of a scam, and the sender is not who they claim to be.

May 20, 2020

Leave a Reply