Emotet Malware атакует правительства и организации, жертвуя миллионам

Emotet, пожалуй, самая проблемная и дорогостоящая вредоносная программа за последние пять лет. Эта вредоносная программа была впервые обнаружена в 2014 году, и с тех пор она вызывает проблемы практически безостановочно. Угроза заняла своего рода двухмесячный перерыв в мае 2019 года, чтобы попасть в заголовки газет в конце июля, когда она напала на Лейк-Сити, штат Флорида, и стоила городу 460 000 долларов.

Позже в том же году Университет Гиссена, Католический университет во Фрайбурге и немецкие города Франкфурт и Бад-Хомбург закрыли свои ИТ-сети из-за очередной атаки Emotet.

Массовые спам-кампании Emotet были обнаружены на английском, немецком, польском и итальянском языках. Министерство внутренней безопасности США предупреждает, что Emotet затрагивает «государственные, местные, племенные и территориальные (SLTT) правительства, а также частный и государственный секторы».

Emotet сотрудничает с другими вредоносными программами, чтобы нанести ущерб

Изначально Emotet был предназначен для проникновения в целевые машины и кражи банковских учетных данных. Эта угроза, однако, превратилась в более крупную и сложную вредоносную программу, которая теперь является не только отдельной угрозой, но и вектором, распространяющим и распространяющим другие семейства вредоносных программ.

Emotet играет центральную роль в самых разных атаках вредоносных программ. Различные операторы вредоносного ПО, похоже, регулярно участвуют в распространении угрозы, помогая находить и заражать новых жертв.

Хотя Emotet более чем способен кражи информации, эта угроза функционирует в основном как дроппер. Акторы угроз используют сеть Emotet для распространения других семейств вредоносных программ, таких как Azorult, Dridex и Ursnif. Тревожно то, что Emote имеет тенденцию передавать вредоносные программы, которые отбрасывают дополнительные угрозы, забивая машины жертв множеством угроз.

На данный момент наиболее заметным зловредным сочетанием является трио Emotet - Trickbot - Ryuk, которое не только крадет конфиденциальную информацию, но и вымогает у организаций огромные выкупы. Схема проста: Emotet загружает Trickbot, модульного трояна, который очищает компьютер жертвы от конфиденциальной информации, такой как учетные данные для входа и адреса электронной почты. Тем временем злоумышленники проверяют, является ли целевой компьютер частью организации. Если это так, они отбрасывают Ryuk, угрозу вымогателей, которая шифрует пользовательские данные и вымогает жертвы.

Комбо-атаки Emotet могут иметь негативные последствия, такие как:

  • потеря данных
  • утечки личной и другой конфиденциальной информации
  • финансовые потери
  • вредить репутации организации
  • затруднение регулярных операций

Тактика распределения Emotet

Emotet опирается на спам-кампании. В течение многих лет кибератакеры использовали скрипты, микроактивированные документы и вредоносные ссылки. Ранние версии Emotet используют вредоносные файлы JavaScript, в то время как его более поздние варианты используют более сложные элементы, такие как документы с поддержкой макросов, которые загружают вредоносную полезную нагрузку с командных и управляющих (C & C) серверов.

Поначалу техника распределения Emotet может показаться стандартной. Однако при более внимательном рассмотрении используемой техники выявляется изощренность вредоносного ПО. Эта угроза не является стандартной вредоносной программой. Исследователи сообщают, что Emotet использует развитые методы рассылки спама, которые вставляют вредоносные объекты в законные цепочки сообщений.

Модуль рассылки спама Emotet крадет не только список контактов электронной почты, но и содержание сообщений. Вредонос переходит в существующие разговоры. Он создает обманчивые сообщения, которые включают скопированную информацию из старой корреспонденции, а также вредоносные элементы. Как показано на рисунке 1, Emotet заманивает своих жертв в импульсивную загрузку вредоносных файлов, выдавая себя за законного корреспондента.


Рисунок 1. Пример Malspam - Источник: Блог Talosintelligence.com

Можно было бы предположить, что вредоносная программа распространяет вредоносный спам только через сеть зараженных устройств. Это не тот случай, хотя. Emotet распространяет спам-сообщения с компьютеров своих жертв, но также передает вредоносные сообщения из других мест и с несвязанных серверов. Исследователи сообщают, что вредоносное ПО крадет учетные данные своих жертв и распространяет их в сети ботов, которые используют эти же учетные данные для дальнейшей передачи электронных писем атаки Emotet.

Инфекционный вектор и анти-AV методы

Как только пользователь взаимодействует с поврежденным элементом электронной почты, вредоносные макросы загружают исполняемый файл Emotet с удаленного C & C-сервера. Известно, что субъекты угроз используют три сервера (Epoch 1, Epoch 2 и Epoch 3), которые работают независимо друг от друга. Если сервер выйдет из строя, два других могут продолжить запускать вредоносные операции.


Рисунок 2. Запутанный макрос-код - источник: Virusbulletin.com

Макрокод сильно обфусцирован (рисунок 2). Он очень длинный, содержит множество мусорных символов, которые маскируют полезные части кода. Этот простой, но эффективный метод судебной экспертизы делает анализ вредоносных программ трудным и неприятным.


Рисунок 2.1. Чистый макрос-код - Здесь мы можем увидеть полезные части макрокода-кода, показанного на рисунке 2 - Источник: Virusbulletin.com

Исполняемый файл Emotet также бросает вызов исследователям. Вводя этот элемент в многочисленные преобразования, злоумышленники стремятся помешать анализу вредоносных программ и уклониться от обнаружения. Различные версии вредоносных программ используют разные исполняемые файлы с уникальными структурами. Исследователи отмечают, что единственным общим элементом между вариантами является структура процесса типа «родитель-потомок». Вредонос обеспечивает бесперебойное и бесперебойное выполнение, запуская свои копии как дочерние процессы с уникальными функциями. Другие приемы, которые Emotet использует для препятствования статическому анализу, - это реализация динамически создаваемой таблицы импорта и необычного алгоритма хеширования.

Важно отметить, что Emotet знает о своем окружении. Если он обнаруживает, что работает в среде песочницы, вредоносная программа прерывает его выполнение. Кроме того, некоторые варианты вредоносных программ предназначены для уклонения от анализа путем переключения в спящий режим. В качестве бонуса для злоумышленников этот метод скрывает их вредоносные программы от антивирусных программ.

Настойчивость Emotet Malware не прощает

Emotet устанавливает постоянство, внедряя свой код в explorer.exe и другие запущенные процессы. Вредоносная программа собирает конфиденциальную системную информацию и загружает данные на удаленный C & C-сервер. Угроза сообщает о новой инфекции и получает инструкции о том, как продолжить атаку.

Emotet сохраняет свою устойчивость с помощью запланированных задач или ключей реестра. Новые версии вредоносного ПО создают сервис загрузчика. Чтобы летать под радаром, Emotet имитирует имена известных исполняемых файлов. Он также копирует законные описания сервисов в свои новые созданные сервисы. Если он не может создать службу, он использует реестр «ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ \ Microsoft \ Windows \ CurrentVersion \ Run». Кроме того, угроза создает файлы со случайным именем в корневых каталогах системы и запускает их как службы Windows.

Как только Emotet устанавливает постоянство, он пытается распространиться через локальную сеть. Вредонос использует для распространения различные подходы, включая грубое принуждение к учетным записям пользователей и перечисление сетевых ресурсов. Его цель - заразить каждое устройство в сети, собрать данные из них и добавить их в свою гигантскую сеть бессмысленных ботов.


Рисунок 3. Как Emotet распространяется по образу локальной сети - Источник: us-cert.gov/ncas/alerts/TA18-201A

Профилактика Emotet требует вмешательства пользователя

Профилактика Emotet начинается с обучения пользователей. Это вредоносное ПО основано на атаках социальных инженеров, которые потерпят неудачу, если пользователи будут соблюдать осторожность и соблюдать меры безопасности, а также придерживаться следующих советов:

  • Пользователи должны опасаться неожиданных сообщений, даже тех, которые приходят от знакомых отправителей, и не взаимодействовать с ними, если не доказано, что они безопасны.
  • Использование политики надежных паролей является обязательным.
  • Пользователи должны также выбрать многофакторную аутентификацию, если она доступна.
  • Поддержание современного программного обеспечения является обязательным.
  • Emotet часто удаляет вредоносные программы, использующие известные и уже исправленные уязвимости, такие как EternalBlue. Антивирусные приложения в сочетании с хорошим брандмауэром могут защитить ваш компьютер от множества угроз.

Министерство внутренней безопасности США рекомендует организациям строго следовать лучшим практикам безопасности.

January 21, 2020

Оставьте Ответ

Emotet Malware Attacks Governments and Organizations Costing Victims Millions

Emotet is arguably the most problematic and costly malware of the past five years. This malware was first discovered in 2014, and since then, it has been causing trouble almost non-stop. The threat took a sort, two-month break in May 2019, just to make the headlines at the end of July when it attacked Lake City, Florida, costing the town $460,000.

Later that year, the University of Giessen, the Catholic University in Freiburg, and the German cities Frankfurt and Bad Homburg, shut down their IT networks because of another Emotet attack.

Massive Emotet spamming campaigns have been detected in English, German, Polish, and Italian. The US Department of Homeland Security warns that Emotet affects 'state, local, tribal, and territorial (SLTT) governments, and the private and public sectors.'

Emotet Partners with Other Malware to Wreak Havoc

Emotet was initially designed to sneak into the target machines and steal banking credentials. This threat, however, evolved into a bigger, more sophisticated malware that is now not only a standalone peril but also a vector that distributes and spreads other families of malware.

Emotet plays a central role in a wide variety of malware attacks. Various malware operators seem to engage regularly with the threat's distribution, assisting in finding and infecting new victims.

Although Emotet is more than capable of stealing information, this threat functions primarily as a dropper. The threat actors use Emotet's network to spread other families of malware, such as Azorult, Dridex, and Ursnif. What's alarming is that Emote tends to transmit malware that drops additional threats, clogging the victims' machines with a plethora of threats.

The most notable malware combo so far is the Emotet – Trickbot – Ryuk trio, which not only steals sensitive information but also extorts organizations into paying hefty ransoms. The scheme is simple: Emotet downloads Trickbot, a modular Trojan which scrapes the victim machine for confidential information, such as login credentials and email addresses. Meanwhile, the malicious actors check if the target machine is a part of an organization. If that's the case, they drop Ryuk, a ransomware menace which encrypts the user-generated data and extorts the victims.

The Emotet combo attacks can have negative consequences, such as:

  • data loss
  • leaks of personal and other sensitive information
  • financial loses
  • harm an organization's reputation
  • obstruction of regular operations

Emotet's Distribution Tactics

Emotet relies on spam campaigns. Through the years, the cyberattackers used scripts, micro-enabled documents, and malicious links. Emotet's early versions employ malicious JavaScript files, while its later variants utilize more complex elements, such as macro-enabled documents that download the malicious payload from command and control (C&C) servers.

Emotet's distribution technique of choice may seem standard at first. A closer look at the used technique, however, reveals the malware's sophistication. This threat is no standard malware. Researchers report that Emotet uses evolved spamming techniques that insert malicious objects into legitimate conversation threads.

Emotet's spamming module steals not only the email contact list but also the content of the messages. The malware jumps into existing conversations. It constructs deceptive messages that include copied information from old correspondence, as well as malicious elements. As shown in Figure 1, Emotet lures its victims into impulsively downloading malicious files by pretending to be a legitimate correspondent.


Figure 1. Example of Malspam - Source: Talosintelligence.com Blog

One would imagine that the malware spreads malicious spam only through its network of infected devices. That's not the case, though. Emotet does spread spam messages from its victims' machines, but it also transmits malicious messages from other locations and unrelated servers. Researchers report that the malware steals its victims' credentials and distributes them to a network of bots that use these same credentials to further transmit Emotet attack emails.

Infection Vector and Anti-AV Techniques

Once the user interacts with a corrupted email element, malicious macros download Emotet's executable off a remote C&C server. The threat actors are known to use three servers (Epoch 1, Epoch 2, and Epoch 3) that run independently from each other. If a server gets taken down, the other two can continue to run the malware operations.


Figure 2. Obfuscated Macro Code - Source: Virusbulletin.com

The macro code is heavily obfuscated (Figure 2). It's very long, containing plenty of garbage characters that camouflage the useful parts of the code. This simple yet effective anti-forensic technique makes the malware analysis difficult and unpleasant.


Figure 2.1. Clean Macro Code - Here we can see the useful parts of the macro code shown in Figure 2 - Source: Virusbulletin.com

Emotet's executable also challenges the researchers. By putting this element into numerous transformations, the malicious actors aim to hinder the malware analysis and evade detection. Different versions of the malware employ different executables with unique structures. Researchers point out that the only common element between the variants is their parent-child type of process structure. The malware ensures its smooth and uninterrupted execution by running copies of itself as child processes that have unique functions. Other tricks that Emotet uses to obstruct static analysis are the implementation of a dynamically constructed import table and an uncommon hash algorithm.

It's important to note that Emotet is aware of its surroundings. If it detects that it runs in a sandbox environment, the malware aborts its execution. On top of that, some variants of the malware are designed to evade analysis by switching into sleeping mode. As a bonus for the malicious actors, this technique hides their malware from anti-virus programs.

The Persistence of Emotet Malware is Unforgiving

Emotet establishes persistence by injecting its code into explorer.exe and other running processes. The malware collects sensitive system information and uploads the data to a remote C&C server. The threat reports the new infection and receives instructions on how to proceed with the attack.

Emotet maintains its persistence through scheduled tasks or registry keys. The new versions of the malware create a service of the loader. In order to fly under the radar, Emotet mimics the names of known executables. It also copies legitimate service descriptions to its own newly created services. If it can't create a service, it uses the 'SOFTWARE\Microsoft\Windows\CurrentVersion\Run' registry. Additionally, the threat creates randomly-named files in the system root directories and runs them as Windows services.

Once Emotet establishes persistence, it attempts to spread through the local network. The malware uses various approaches to propagate, including brute forcing user accounts and enumerating network resources. Its goal is to infect every device in the network, harvest data from them, and add them to its giant network of mindless bots.


Figure 3. How Emotet spreads over a local network image - Source: us-cert.gov/ncas/alerts/TA18-201A

Prevention of Emotet Requires User Intervention

Emotet's prevention starts with the users' education. This malware relies on social engineering attacks, which will fail if the users use caution and practice safety measures, in addition to adhiring to the following tips:

  • Users should be wary of unexpected messages, even ones that come from familiar senders, and not interact with such unless proven safe.
  • Employment of a strong password policy is a must.
  • Users should also opt for multi-factor authentication when available.
  • Maintaining up-to-date software is mandatory.
  • Emotet often drops malware that exploits well-known and already patch vulnerabilities, such as EternalBlue.Anti-virus apps, in combination with a good firewall, can shield your computer from a plethora of threats.

The US Department of Homeland Security recommends that organizations should strictly follow the best security practices.

January 17, 2020

Leave a Reply